Нынешний российско-украинский военный конфликт привел к дикому взрыву самого отвратительного, пещерного национализма по обе стороны от линии фронта. В России призывают «додавить» врага, в Украине – драться за «отечество» до последнего человека. В обоих государствах пропаганда стремится как можно больше «расчеловечить» противника, и, к несчастью, многие обычные люди попадаются в ловушку, расставленную власть имущими. Даже многие «левые» и «анархисты» с готовностью рвутся поддерживать кровопролитие, опьяненные патриотическим пойлом.
К сожалению, так всегда бывает вначале в войнах, которые ведут государства. Достаточно вспомнить массовые истерические шествия, прокатившиеся по странам накануне и в первые недели Первой мировой войны. Тогда прошло несколько лет – и разъяренные тяготами, обманом и страданиями массы чуть было не покончили с миром государств и капиталов, который порождал войны… Сейчас до этого, увы, бесконечно далеко. Правда, так казалось и в далеком августе 1914-го…
Тем большего внимания и уважения заслуживают действия людей в России и Украине, направленные против военных «операций», боевых действий, разрушений и кровопролития. Прошедший месяц с момента, когда российские войска вторглись на территорию Украины, уже позволяет сделать краткий обзор основных форм и методов антивоенных протестов.
Начнем с России. Здесь с самого первого дня начались массовые демонстрации против войны, которые не прекращались на протяжении двух-трех недель. Вначале они вообще проходили ежедневно, причем по всей стране. Все они были нелегальными и жестоко разгонялись. Помимо уличных собраний и шествий, применяются и другие методы – вывешивание плакатов, рисование граффити, расклейка листовок и наклеек, распространение антивоенных материалов.
В ряде случаев отмечались и более радикальные по форме акции. Так, в Москве студентка Анастасия Левашова 24 февраля бросила в полицейских бутылку с зажигательной смесью; суд приговорил ее к 2 годам тюремного заключения (https://tass.ru/proisshestviya/14204409). В ночь на 28 февраля подожжен военкомат в Луховицах под Москвой (https://www.mk.ru/incident/2022/03/13/stalo-izvestno-kak-sbezhal-iz-poli…). В Петербурге полицейского облили перечным спреем из баллончика. В ночь на 1 марта был подожжен полицейский участок в Смоленске (https://smolensk-i.ru/accidents/poyavilis-podrobnosti-podzhoga-otdela-po…). В ночь на 3 марта брошена бутылка с зажигательной смесью в окна призывного пункта в Воронеже (https://novostivoronezha.ru/2022/03/03/225927). Сообщалось также о бросании двух «коктейлей Молотова» в Кремлевскую стену в Москве (https://libcom.org/article/two-weeks-russian-invasion-short-overview-rad…). Был подожжен полицейский участок в Красноярске. 5 марта предпринята попытка поджечь «коктейлем Молотова» военкомат в Березовском (Свердловская область) (https://www.e1.ru/text/criminal/2022/03/18/70512605/)…
Большая часть протестных выступлений носит стихийный характер. В ряде случаев к их проведению призывала буржуазная либеральная оппозиция, а 8 марта – феминистские организации. К сожалению, не всех из участников протестов можно считать действительно антивоенно настроенными, то есть, действительно выступающими против всех воюющих сторон. Среди протестующих (особенно либерально настроенных) имеется немало сторонников Украины; замечены даже лица, симпатизирующие НАТО.
Точное число участников протестов неизвестно, но о масштабах говорят хотя бы количество городов, в которых проходили демонстрации, и количество задержанных и репрессивных в ходе протестов. Всего уличные выступления были устроены в более чем 100 городах и населенных пунктах. Согласно данным правозащитников, только к 13 марта полиция схватила на этих протестах около 15 тысяч человек (https://ovdinfo.org/articles/2022/03/13/18-y-den-voyny-i-protestov-zader…).
Лишь некоторых отпускают на свободу просто «с предупреждением»; тысячи людей подвергают денежным штрафам или административным арестам. Только в одном Петербурге к 25 марта суды рассмотрели 3710 дел: 861 человек оштрафован, 2456 подвергнуты административному аресту, 123 приговорены к принудительным работам (https://www.kommersant.ru/doc/5280512)
Отдельным протестующим грозят еще более жестокие наказания – уголовные. Новые законы о распространении «ложной информации» и «дискредитации армии» предусматривают тюремное наказание максимум до 15 лет. За месяц с начала боевых действий в России было возбуждено 60 уголовных дел, так или иначе связанных с протестами. Уголовному преследованию подвергнуты 46 человек (в отношении двоих — по двум статьям). Девять из них находятся под стражей, трое под домашним арестом, еще двоим судами избран запрет определенных действий. Как минимум, пятеро обвиняемых находятся за пределами России. Всего дела возбуждены в 22 регионах России: Адыгее, Татарстане, Карелии, Москве, Ингушетии, Петербурге, Кемеровской, Томской, Тюменской, Белгородской, Владимирской, Московской, Тульской, Свердловской, Псковской, Самарской, Ростовской, Новосибирской областях, Крыму, Приморском, Краснодарском, и Забайкальском краях. Уголовные дела расследуются по 14 статьям уголовного кодекса – 10 по новой уголовной статье 207.3 УК РФ о военных фейках, 9 – по статье 214 УК РФ (часть 2) «Вандализм по мотиву ненависти» (против как минимум троих уличных художников — в Москве, Владимире и Екатеринбурге), 9 – по статье 318 УК РФ (часть 1) о применении насилия в отношении представителей, 2 – по обвинению в «оправдании терроризма» (в Казани и Петрозаводске). Кроме того, расследуются дела о хулиганстве, оскорблении представителя власти, призывах к экстремистской деятельности, возбуждении вражды, хранении боеприпасов, склонении к массовым беспорядкам и даже надругательстве над телами умерших и местами их захоронения (https://t.me/pchikov/4774)
В Украине антивоенные протесты затруднены в еще большей степени, чем в России. Помимо репрессий властей, приступивших к запретам и арестам политических оппонентов и принятию террористических законов (включая наказания за «сотрудничество с агрессором», «мародерство» и «государственную измену» от 15 лет тюрьмы до пожизненного заключения), протестовать мешают и сами условия боевых действий. Как выходить на уличные акции под градом российских ракет и снарядов, представляющих непосредственную угрозу для жизни?
Однако и здесь можно, по отрывочным сведениям, представить, по крайней мере, общую картину.
Одним из самых распространенных действий, объективно направленных против последствий военного конфликта, является так называемое «мародерство», о многочисленных случаях которого сообщали из многих городов Украины. Разумеется, в эту категорию зачисляют самые разные инциденты – от бандитизма, убийств и грабежа в отношении мирного населения и кончая настоящим социальным протестом, когда жители городов и населенных пунктов, оставшиеся без продуктов питания и других товаров первой необходимости просто экспроприируют их в магазинах и лавках. Такие «народные экспроприации» и «голодные бунты» были отмечены как в городах, контролируемых украинской властью (https://nv.ua/kharkiv/harkov-operativnaya-obstanovka-policiya-zaderzhala… https://assembly.org.ua/mnogo-volonterstva-malo-maroderstva-chem-zhivet-…), так и в занятых российскими войсками (https://aitrus.info/node/5926)
Имели место попытки населения добиться демилитаризации своих населенных пунктов или кварталов. К примеру, остановив вхождение российской военной техники в населенные пункты, чтобы избежать разрушений. Так, в Корюковке (Черниговская область) местные жители 27 февраля вышли навстречу российским танкам, остановили колонну и вступили с ней в переговоры. В итоге они договорились о том, что военные в город входить не будут (https://24tv.ua/ru/vrag-otoshel-chernigovshhine-ljudi-ulicah-ostanavliva…).
26 марта мэр украинского города Славутич провел переговоры с вступившими в город российскими войсками и договорился с ними о демилитаризации. Он уверил их в том, что в городе нет военных и оружия, и уговорил солдат покинуть его. Российские военные « не будут обыскивать дома », но люди добровольно должны сдать не охотничье оружие. В Славутиче сохраняется местная украинская власть, которой российская сторона передаст гуманитарную помощь (https://www.pravda.com.ua/rus/news/2022/03/26/7334734/)
С другой стороны, имеются сведения о том, что жители требуют также от украинских военных не размещать военную технику в их жилых кварталах. Видео подобного протеста из Харькова циркулировало в социальных сетях ) (https://47channel.ru/event/xarkovcane-potrebovali-ot-vsu-ubrat-voennuyu-…)
Отдельно следует сказать о неповиновении приказам и дезертирстве с обеих сторон. К сожалению, проверить реальность множества циркулирующих слухов нет. В СМИ упоминалось о невысоком боевом духе и малом желании сражаться в российских войсковых частях, отправляемых в Украину (https://www.blick.ch/ausland/chaos-stress-frustration-sieht-aus-als-wuer…). Украинская сторона утверждала, что около 200 российских морских пехотинцев из 155-й бригады отказались принимать участие в военных операциях, однако это утверждение проверить невозможно. Сообщалось также об отказе военнослужащих 810-й бригады морской пехоты, дислоцированной в Крыму, принимать участие в десанте в районе Одессы (https://nv.ua/ukraine/events/vtorzhenie-rossii-v-ukrainu-morpehi-v-krymu…)
Но есть и другие сообщения, весьма отрывочные, не позволяющие судить о масштабах явления. Мать одного из солдат, приписанного к части в Ленинградской области, рассказала, что ее сына, как и многих других, призванных в армию, заставили подписать контракт с армией. В январе часть отправили под Курск, затем под Белгород, а потом стали отправлять воевать в Украину. «По словам женщины, солдат увозят в Украину воевать, но часть из них отказываются, им угрожают статьей о дезертирстве» (https://www.currenttime.tv/a/mat-rossiiskogo-voennogo-ob-ucheniyah-i-ugr…)
Контрактник из Уфы Альберт Сахибгареев рассказал, что его бригада, находясь в конце февраля на учениях в Белгородской области, получила автоматы и распоряжение о стрельбе из артиллерийских установок «туда, куда прикажут». Солдаты начали сомневаться в том, что они на учениях, когда в их сторону полетели ответные выстрелы. После этого Сахибгареев заглянул в новости в мобильном телефоне и узнал, что Россия ввела войска в Украину. Неделю спустя он был избит прапорщиком, покинул часть и вернулся домой в Уфу. За дезертирство ему может грозить 7 лет тюрьмы (https://meduza.io/feature/2022/03/23/nikto-ne-ponimal-chto-proishodit-my…)
12 бойцов Краснодарского ОМОНа вместе с командиром Фаридом Читаевым отказались входить в Крым. Отказ исполнить приказ бойцы Росгвардии объяснили его незаконностью – никто из бойцов не был поставлен в известность о задачах и условиях спецоперации. Никто не давал согласия на участие в ней. Бойцов уволили со службы (https://93.ru/text/incidents/2022/03/29/70535243/)
Несколько бойцов ижевского ОМОНа после уничтожения их взвода тяжелой техникой покинули территорию Украины и написали рапорты на увольнение (https://bloknot-krasnodar.ru/news/devyat-iz-12-ne-poekhavshikh-na-ukrain…)
В конце марта президент Южной Осетии признал, что часть солдат, завербованных в этой республике для участия в боевых действиях в Украине, самовольно вернулись домой с фронта (https://t.me/eduardkokoity/40). Как сообщается, речь идет о бойцах 4-й гвардейской военной базы РФ.
В свою очередь, в Украине далеко не все горят желанием «защищать отечество». Свидетельством этому служат плакаты, замеченные еще в первые дни конфликта в Одессе. На них белым по черному командование Вооруженных сил Украины грозно вопрошает: Ты не желаешь сражаться? Значит, ты не любишь свою родину. Естественно, само появление такой агитации свидетельствует о том, что таких «не любящих» весьма немало.
Украинские власти объявили мобилизацию и не выпускают из страны мужчин в возрасте с 18 до 60 лет. Тем не менее, как сообщают товарищи из Украины, в реальности широкомасштабной мобилизации не получается. в отличие от 2014-2015 гг., когда массовые облавы на военнообязанных в Украине были обычным делом. В первую неделю боевых действий на блокпостах пытались вручать повестки, но позднее это было признано незаконным.
Однако многие мужчины на всякий случай пытаются перейти границу с соседними странами нелегально. Украинская корреспондентка Би-би-си в начале марта рассказала, что на пропускном пункте Могилев-Подольский на границе с Молдовой «в каждой второй, если не в каждой первой машине, находились мужчины призывного возраста, которые пытались выехать за границу, но их разворачивали, с каждым происходило выяснение отношений. Как сказал мне пограничник, некоторые машины просто разворачивались, в некоторых женщины пересаживались за руль, а мужчины уходили» (https://www.bbc.com/russian/features-60651983)
Как сообщил депутат городского совета Мукачево в Закарпатье, ежедневно сотни мужчин, вопреки действующему военному положению, за немалые деньги переходят границу со странами ЕС. В Закарпатье этот бизнес по теневому обороту достиг уже промышленных масштабов. Стоимость справки и перехода в Польшу достигает 2000 евро (https://economics.segodnya.ua/economics/enews/korrupciya-na-granice-kak-…). В Одесской области брали по 1500 долларов с человека (https://www.unian.net/incidents/voyna-s-rossiey-v-odesskoy-oblasti-razob…) Издание LIGA.net. изучившая «рынок», называет и в десятки раз большие суммы. По данным украинской пограничной службы, за 21 день конфликта на границе поймали более 1000 мужчин призывного возраста. Бегущие от войны направляются в Польшу, Румынию, Молдову, в меньшей степени – в Венгрию (https://biz.liga.net/ekonomika/all/article/vmesto-fronta-evropa-v-intern…)
Разумеется, далеко не всех из мужчин, стремящихся нелегально уехать из страны, стоит считать людьми, просто не желающими воевать. Среди них немало и богатых людей, благо найти такие деньги, чтобы заплатить за пересечение границы – дело не из легких. Кто-то, возможно, продаст все, ну а богачам все нипочем. Они разжигают и провоцируют войны, а потом благополучно укрываются за рубежом, предоставляя обычным людям умирать и убивать ради них. Впрочем, сказанное относится и к потянувшейся в эмиграцию части российской « элиты ».
По состоянию на 28 марта ы Украине зарегистрировано более 340 уголовных по факту преступлений, которые “снижают обороноспособность Украины в условиях военного положения”, из которых около 100 – за государственную измену и коллаборационизм. Выявлено более 1700 мужчин-граждан Украины призывного возраста, которые желали незаконно пересечь границу страны. Об этом сообщила советник по коммуникациям Государственного бюро расследований Татьяна Сапьян. Только за последние сутки факты организации каналов переправки людей через границу за минувшие сутки выявили в Винницкой, Черновицкой, Одесской и Львовской областях (https://www.unian.net/society/nezakonno-peresech-granicu-1700-muzhchin-g…)
В попытке подавить дезертирство власти внесли в Верховную Раду законопроект № 7171, который грозит сроком до 10 лет мужчинам призывного возраста, в условиях военного положения незаконно покинувшим Украину.
Наконец, жители Донецкой республики сообщают о принудительной мобилизации. Мужчин хватают прямо на улицах, выдают им оружие и без всякой подготовки отправляют на фронт. Те, кто могут, стараются укрываться по домам и не выходить на улицу. Это тоже один из способов сопротивления войне!